Проект «Малыши и няньки» был разработан и апробирован на базе Лаборатории оптимизации природопользования с целью сделать более эффективным обучение школьников — членов Лаборатории, а также помочь работникам детских садов привести систему дошкольного образования в соответствие с требованиями времени, а именно: разработать активные обучающие программы для привлечения внимания дошкольников к их локальному окружению, для развития их творческих способностей и готовности улучшать свою собственную окружающую среду.
В 1992 году работа финансировалась Минэкологии РФ в рамках ГНТП «Экология России». В 1993 году программа продолжалась на энтузиазме участников и на скромные средства Лаборатории, хотя и оказалась в числе проектов, включенных Минэкологии РФ в Федеральную целевую программу «Экологическая безопасность России». В 1994 г. проект получил-таки, наконец, реальную финансовую поддержку от Минприроды РФ.
В 1979 г. был опубликован доклад «Нет пределов обучению», подготовленный Римскому клубу ведущими специалистами мира. Авторы доклада убедительно показали, что в мире наблюдается все углубляющийся разрыв между нарастающей сложностью жизни и способностью человека ориентироваться в новых условиях жизни, — весьма ограниченной способностью, обусловленной традиционной формой образования. Авторы доклада предлагали радикальным образом пересмотреть существующие методы обучения, ввести «инновационное обучение», основанное на предвидении и активном участии людей в создании своего будущего. Выдвигая в качестве основных целей человечества «выживание и обеспечение человеческого достоинства», авторы полагали, что их можно достичь посредством развития способностей людей к встрече с новыми ситуациями, к предвидению будущих событий, к оценке возможных последствий, вытекающих из принятия конкретных решений и определенных действий.
Создание инновационных обучающих программ в мировой практике опирается на исследования психологов в области развития интеллекта (мышления, речи, способности к обучению). Исследования эти однозначно показывают, что ребенок до 7-11 лет практически невосприимчив к суждениям и гипотезам: обучение вплоть до этого периода должно проходить на непосредственно воспринимаемых примерах и через конкретные действия.
«Познавательный результат таких действий, передаваясь в результате речевого общения другим людям, входит в систему знаний.»
(А.Н. Леонтьев).
Значит ли это, что творческая активность детей младшего возраста должна быть ограничена жесткими рамками практической деятельности? Отнюдь нет: для этого возраста существует свой эквивалент теоретической мыслительной деятельности — волшебные сказки. Каким же содержанием следует наполнить те или иные формы, преследуя цель дать ребенку с первых лет жизни полноценное образование в области окружающей среды? Опыт ранней ориентации детей в вопросах окружающей среды присутствует в самых разных культурах и в самых разных культурах он включает в первую очередь обучение детей правилам гигиены, уважению к чужой собственности, щадящему отношению ко всему окружающему.
Сегодня в России существует развитая сеть детских садов, устойчивые традиции обучения и развлечения детей в тесном контакте с дикой природой, прекрасная литература для детей о диких и домашних животных (от Ушинского и Толстого в прошлом веке до Бианки и Константиновского в советское время), широко распространена деятельность по созданию своими руками полезных вещей для дома и семьи из природных материалов и вторичного сырья.
Очень важно не упустить те возможности, которые дает раннее детство, в формировании у ребенка щадящего, сберегающего и ответственного отношения, как к объектам дикой природы, так и ко «второй» природе, созданной руками и умом человека. Однако, очевидно, чтобы у ребенка появилось желание беречь другие живые существа, вокруг него должно быть достаточное количество этих живых существ, пищащих, порхающих, цветущих, вызывающих желание познакомиться с ними поближе, понять, помочь. Бесполезно ждать, что у малыша появится желание познакомиться с жизнью других обитателей нашего общего космического дома — планеты Земля — сочувствие к заботам этих обитателей, готовность прийти к ним на помощь и ограничить свои потребности ради их блага, если ребенок с детства в своем микроокружении был лишен общения с миром природы. То же самое относится и ко «второй» природе. Трудно воспитать в ребенке бережное отношение к ресурсам и к тому, что сделано чужим трудом, если ребенок в раннем детстве не встречал ограничений, не видел, как у него на глазах умелые руки создают из простых вещей и предметов сложные, из бесполезных — полезные, исправляют поломки, аккуратно и грамотно убирают весь мусор и отходы. Малыш должен это в детстве видеть, слышать, присутствовать при этом и даже участвовать!
Специфика работы Лаборатории: наставничество, тесное общение всех со всеми, поиск наиболее эффективных и недорого стоящих путей решения конкретных проблем, — во всех видах деятельности приводили к формированию разновозрастных групп. В результате мы сначала открыли для себя широчайшие возможности разновозрастного воспитания, а затем уже сознательно использовали этот подход, позволяющий существенно компенсировать недостаток материальных и финансовых ресурсов. Интенсивное обучение старших стимулируется ответственностью перед младшими, а доверительное отношение младших к своим ровесникам или еще более младшим братьям-сестрам существенно увеличивает эффективность обучения.
Особенно продуктивным оказался этот подход при реализации проекта «Малыши и няньки». Помимо всего прочего, нам как научным работникам было очень приятно обнаружить (при подготовке обзора литературы для отчета в Минприроду РФ), что оказывается мы заново открыли почти забытую ныне традицию разновозрастного обучения, существовавшую прежде не только в традиционных российских крестьянских семьях, но и, судя по работам американского этнографа Маргарет Мид, у различных племен на Самоа. Малыши обучаются, наблюдая и подражая. И подражают они охотнее не мамам и папам, бабушкам и дедушкам, а тем, кто старше их всего на несколько лет. Этот минимальный доверительный возрастной интервал, оказывается, во все времена и всеми народами использовался при воспитании детей.
В работе принимали участие сотрудники Лаборатории оптимизации природопользования, научные сотрудники академических институтов, методисты и воспитатели детских садов г. Пущино-на-Оке (Научный центр биологических исследований РАН), — всего несколько десятков человек. Была создана информационная база (библиотека) и условия активного использования информации всеми участниками эксперимента (доступ к литературным источникам, чтение тематических лекций, проведение семинаров и консультаций). Сотрудники Лаборатории вели кроме этого контроль за ходом эксперимента (планирование отдельных этапов, регулярные рабочие совещания, контроль за ведением дневниковых записей — протоколов эксперимента). Методисты и воспитатели детских садов помогали школьникам находить точки приложения их творческой активности в текущих программах (путем семинарских занятий, наблюдения за работой в группах и ведением дневниковых записей). В качестве базовой образовательной концепции, синхронизующей деятельность всех участников эксперимента, мы использовали (по рекомендации коллег из Северо-Американской Ассоциации по образованию в области окружающей среды) в ходе всего эксперимента Тбилисскую Декларацию 1977 года (см. гл.1 данного сборника).
Наставники 9-14 лет принимали группы из детских садов в Лаборатории, знакомили их с рыбами, птицами и другими обитателями. Юные наставники приносили своих любимых питомцев в детские сады и помогали детям и воспитателям ухаживать за живыми уголками в группах. В творческой копилке «нянек» за месяц интенсивной работы в режиме эксперимента сосредоточилась богатейшая коллекция форм и методов образования малышей в области окружающей среды. Это и традиционные методики, такие как беседы, чтение вслух, рассказывание сказок, лепка и рисование, но модифицированные как варианты работы с привлечением реальных живых существ. И удачно адаптированные к местным условиям эколого — развивающие игры, с которыми познакомили нас специалисты из Великобритании. И что особенно важно как показатель творческого развития самих «нянек» — собственные изобретения и находки.
Наши «няньки» создали множество новых методов и приемов использования живых существ, как в текущих программах на уроках рисования и другой художественной деятельности, в развивающих и дидактических играх, так и для вовлечения малышей в практическую деятельность по кормлению и выращиванию живых существ и несложной починке оборудования и инвентаря своими руками. «Няньки» заботливо и эмоционально общались с малышами, привлекая их внимание к нуждам всех живых существ вокруг, к совершенству и красоте взаимоотношений в дикой природе. «Няньки» упорно работали, воспитывая озабоченность в умах и сердцах малышей и открывая новые творческие способности в самих себе, приобретая новые знания и навыки.
Взрослые специалисты, наблюдавшие за ходом выполнения программы, очень высоко оценили творческую активность «Нянек», участников нашего проекта.
Лаборатория оптимизации природопользования представляет фильм Константина Асланиди и Сергея Кикнадзе «Экипаж»